Новости со Стасей Скориковой

Как разрабатывать учебные задачи по модели 4С/ID

Как разрабатывать учебные задачи по модели 4С/ID

Вчера я поделилась с вами основными шагами разработки учебных материалов по модели «9 принципов Ганье». По этой модели мы сейчас учимся со студентами курса acaDemIc (методистами). Студентам такой формат обучения понравился, и мы смогли не только познакомиться с этой моделью, но и рассмотреть кейсы её работы в EdTech и даже попрактиковаться как методисты.

Возвращаясь к модели, есть один очень важный, но сложный в разработке принцип - практика

Казалось бы, что тут сложного? Дал задания и отдыхай. Но все не так просто, если мы говорим про качественное образование.

Когда я училась в магистратуре, я писала диссертацию по внедрению модели 4C/ID в междисциплинарный модуль по химии. Основной задачей было развить естественнонаучную грамотность школьников, и обычные задачи тут бы не помогли. Согласно проведенному мной анализу данных PISA, были определены важные критерии, которым должны отвечать задания. Именно эти критерии отражены в модели 4C/ID.

Критерии задач по модели 4C/ID:

🔎 Аутентичность – задачи должны быть реальными и отражать реальные ситуации.
🔎 Междисциплинарность – включение знаний из различных предметных областей.
🔎 Разнообразие деятельности и контекстов – выполнение задач в разных видах деятельности и/или контекстах.
🔎 Применение навыков – решение задач через применение навыков.
🔎 Когнитивное развитие – способствовать развитию уровней когнитивной деятельности студентов.

Если с первыми пунктами всё более-менее понятно, то последний (когнитивное развитие) оказался непростым. Хотя в модели указано, что должно раскрываться в задачах, и что выдавать, но как это сделать, было неясно.

Тогда я обратилась к литературе и обнаружила удивительную закономерность шестерок:

🔎 6 уровней таксономии Блума и Марцано
🔎 6 типов учебных задач в модели 4C/ID
🔎 6 типов учебных задач в модели UbD
🔎 6 уровней проверки ЕНГ в исследованиях PISA

и много, где ещё.

И тогда я поняла, что нужно попытаться интегрировать уровни таксономии Марцано и типы учебных задач 4C/ID. И получилось! Я написала Еруну (автору модели) и уточнила у него, так ли я всё поняла. Он ответил, что он не знаком с Марцано, но выглядит всё логично.

Далее я апробировала свои догадки по формулированию учебных задач, опираясь на таксономию Марцано, в различных программах в России и за рубежом, на конференциях и в образовательных компаниях. Рассказывала про свой подход к разработке учебных задач в lllab, в вышке, как приглашенный спикер в РАО и много ещё где. Кто-то сразу стал делать также, как это предложила я и говорили, что задачи получаются измеримыми и легче их разрабатывать. Короче, мой подход реально показывает результаты и облегчает понимание методистов и пед.дизайнеров в соблюдении уровневости при разработке учебных задач по модели 4C/ID.

В прикрепленном файле я поделюсь с вами своей разработкой, которая поможет вам создавать аутентичные учебные задачи по модели 4C/ID, делая их разноуровневыми и соблюдая принципы когнитивной нагрузки и разработки, выдвинутые авторами модели 4C/ID.

Ресурс для разработки аутентичных учебных задач

Что почитать про модель 4С/ID?

2024-08-04 11:16 Для проектирования уроков/модулей/курсов Аспекты Instructional Design (Педагогического дизайна)