Вчера я поделилась с вами основными шагами разработки учебных материалов по модели «9 принципов Ганье». По этой модели мы сейчас учимся со студентами курса acaDemIc (методистами). Студентам такой формат обучения понравился, и мы смогли не только познакомиться с этой моделью, но и рассмотреть кейсы её работы в EdTech и даже попрактиковаться как методисты.
Возвращаясь к модели, есть один очень важный, но сложный в разработке принцип - практика
Казалось бы, что тут сложного? Дал задания и отдыхай. Но все не так просто, если мы говорим про качественное образование.
Когда я училась в магистратуре, я писала диссертацию по внедрению модели 4C/ID в междисциплинарный модуль по химии. Основной задачей было развить естественнонаучную грамотность школьников, и обычные задачи тут бы не помогли. Согласно проведенному мной анализу данных PISA, были определены важные критерии, которым должны отвечать задания. Именно эти критерии отражены в модели 4C/ID.
Критерии задач по модели 4C/ID:
🔎 Аутентичность – задачи должны быть реальными и отражать реальные ситуации. 🔎 Междисциплинарность – включение знаний из различных предметных областей. 🔎 Разнообразие деятельности и контекстов – выполнение задач в разных видах деятельности и/или контекстах. 🔎 Применение навыков – решение задач через применение навыков. 🔎 Когнитивное развитие – способствовать развитию уровней когнитивной деятельности студентов.
Если с первыми пунктами всё более-менее понятно, то последний (когнитивное развитие) оказался непростым. Хотя в модели указано, что должно раскрываться в задачах, и что выдавать, но как это сделать, было неясно.
Тогда я обратилась к литературе и обнаружила удивительную закономерность шестерок:
🔎 6 уровней таксономии Блума и Марцано 🔎 6 типов учебных задач в модели 4C/ID 🔎 6 типов учебных задач в модели UbD 🔎 6 уровней проверки ЕНГ в исследованиях PISA
и много, где ещё.
И тогда я поняла, что нужно попытаться интегрировать уровни таксономии Марцано и типы учебных задач 4C/ID. И получилось! Я написала Еруну (автору модели) и уточнила у него, так ли я всё поняла. Он ответил, что он не знаком с Марцано, но выглядит всё логично.
Далее я апробировала свои догадки по формулированию учебных задач, опираясь на таксономию Марцано, в различных программах в России и за рубежом, на конференциях и в образовательных компаниях. Рассказывала про свой подход к разработке учебных задач в lllab, в вышке, как приглашенный спикер в РАО и много ещё где. Кто-то сразу стал делать также, как это предложила я и говорили, что задачи получаются измеримыми и легче их разрабатывать. Короче, мой подход реально показывает результаты и облегчает понимание методистов и пед.дизайнеров в соблюдении уровневости при разработке учебных задач по модели 4C/ID.
В прикрепленном файле я поделюсь с вами своей разработкой, которая поможет вам создавать аутентичные учебные задачи по модели 4C/ID, делая их разноуровневыми и соблюдая принципы когнитивной нагрузки и разработки, выдвинутые авторами модели 4C/ID.